О специальностях, которые мы потеряли

 

Со 2 июня 2018 года вступило в силу новое Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта. О том, какие изменения в порядке выдачи и обмене дипломов, проведении квалификационных испытаний ждут речников в связи с выходом документа, рассказывает начальник службы дипломирования, аттестации и паспортно-визового режима ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Александр Иванович ПЫРКОВ: 

— Основное изменение коснулось должностей комсостава и судовой команды. Ушли в прошлое вторые и третьи помощники капитана, механика и электромеханика. В новом Положении названы только капитан, старший помощник капитана, помощник капитана. То же самое касается и механиков и электромехаников: у них есть первый помощник и помощник. Зато появились новые должности: судоводитель маломерного судна, используемого в коммерческих целях, и судоводитель прогулочного судна, а также капитан и старший помощник капитана скоростного судна.
В перечне должностей, по которым выдаются квалификационные свидетельства рядовому составу, тоже появились новые: моторист-рулевой, моторист-матрос, лебедчик-моторист. Нет больше шкиперов, кормщиков, машинистов.
Новый документ ликвидировал пробел по вопросу дипломирования комсостава скоростного флота. Скоростные теплоходы всегда выделялись в отдельную категорию судов, представляющих повышенную опасность и требующих большого судоводительского опыта и профессионализма. И вот наконец появился целый раздел, в котором представлены требования к образованию и стажу плавания членов экипажей скоростных судов. Кстати, речники, имеющие дипломы механиков и электромехаников, а также их первых помощников и помощников водоизмещающего флота, могут работать на скоростных судах и на земснарядах.
Один из плюсов нового Положения в том, что членам экипажей судов можно дипломироваться по совмещенным профессиям. Например, капитан-механик, старший помощник капитана — первый помощник механика, капитан скоростного судна — механик, командир земснаряда — механик.
Много критики поступало в адрес предыдущего Положения о дипломировании по поводу групп судов. Выпускники учебных заведений могли претендовать на получение дипломов только третьей группы судов, что существенно ограничивало их трудоустройство, ведь имеющегося количества теплоходов этой группы было явно недостаточно для обеспечения работой всех молодых специалистов. Теперь вместо групп — ограничения по мощности главного двигателя (более или менее 330 кВт).
Отменены районы плавания. Раньше мы выдавали, допустим, капитану диплом с районом плавания Москва — Санкт-Петербург, Волжский бассейн. Сейчас этого нет. Объясняют тем, что доскональные знания лоции не обязательны, поскольку теплоходы оснащены электронными картами. Хотя, если уж придерживаться буквы закона, официального приказа о введении электронных карт пока нет.
Сокращены сроки по стажу плавания. Отработал старпомом 18 месяцев — можно дипломироваться на капитана.
Еще одно изменение: квалификационные документы выдаются лицам не моложе 18 лет. Раньше курсанты речных училищ получали свидетельства с 16 лет. Для ребят это минус, но таково требование Минтруда.
Квалификационные испытания будут проводиться в виде письменного или компьютерного тестирования по 12 вопросам. Чтобы пройти их успешно, кандидат должен ответить правильно на 9 и более вопросов. Если дал меньше правильных ответов, то готовься ко второму этапу — устному собеседованию.
Подготовка тестов для квалификационных испытаний поручена Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. Не остался без дела и Волжский государственный университет водного транспорта: ему доверена разработка программ для подготовки рядового состава, дополнительного профессионального образования для работы на нефтяных танкерах, пассажирских судах, при повышении должности, при длительном перерыве в работе по разным специальностям.
Например, чтобы трудиться на пассажирских (с количеством пассажиров 12 и более) или нефтеналивных судах, одного профессионального образования мало — необходимо пройти подготовку по 40-часовым программам: по управлению неорганизованной массой людей и для работы на нефтяных танкерах и управлению нефтяными операциями. Причем такую подготовку должен проходить не только командный, но и рядовой состав. Для тех, у кого уже есть квалификационные документы, это требование вступает в силу с 1 апреля 2020 года.
Ограничения в квалификационные документы вносятся, если у судоводителей отсутствует тренажерная подготовка по использованию радиолокационной станции или по использованию электронных карт.
При администрации Волжского бассейна образована квалификационная комиссия в Нижнем Новгороде. Ее председателем назначен первый заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» — капитан Волжского бассейна Евгений Вячеславович Лепехин. В ее состав вошли специалисты ФБУ, представители Волжского пароходства, компании «ВодоходЪ». По новому Положению разрешено создавать филиалы квалификационных комиссий. Филиалы комиссии будут работать в Казани, Самаре, Саратове, Волгограде, Астрахани, что очень удобно для плавсостава — не нужно тратить время и средства на переезды.
В новом документе нашли отражение реалии сегодняшнего времени, связанные с цифровизацией нашей жизни. Так, образовательные организации и учебно-тренажерные центры обязаны направлять в информационную систему государственного портового контроля сведения о выданных документах (причем в день их выдачи). Таким образом, практически исключается возможность приобретения липовых свидетельств и справок. Также в информационную систему ГПК вносится и протокол квалификационных испытаний, ему присваивается уникальный идентификационный номер. А квалификационные испытания могут проходить путем видеоконференции.
Выпускники учебных заведений, как и прежде, освобождаются на год от прохождения квалификационных испытаний, получая диплом «автоматом». Но если раньше эта привилегия закреплялась только за учебными заведениями, подведомственными Росморречфлоту, то сейчас ею воспользоваться могут выпускники губернских колледжей и других образовательных учреждений.
Дипломы моряков — механиков, электромехаников и других не судоводительских специальностей — признаются годными для плавания на морских судах при их заходе на внутренние водные пути. А вот судоводители-моряки вначале должны пройти проверку знаний правил плавания по внутренним водным путям, после чего им выдается соответствующее свидетельство к диплому. Только после этого они могут работать на судах внутреннего водного транспорта или на морских судах на ВВП.
После успешного прохождения квалификационных испытаний в течение трех дней выдаются документы: дипломы — сроком на пять лет, квалификационные свидетельства — бессрочно. Легко можно обменять старый диплом на новый — нужно написать только заявление, и вам без проведения квалификационных испытаний, без трудоемких процедур выдадут новый диплом на срок действия старого. На официальном сайте ФБУ размещена вся необходимая информация: процедура проведения квалификационных испытаний, образцы заявлений, перечень документов, график проведения, перечень
вопросов.

Ирина КУКАНОВА

Источник: vnpinfo.ru

Поделиться