Авианосцы Второй Мировой войны

Основным классом боевых кораблей к началу Второй Мировой войны были линкоры. Морское сражение мыслилось стратегами морской войны как артиллерийская дуэль ударных сил флота на больших дистанциях. Отсюда особое внимание уделялось бронированию и непотопляемости, калибру артиллерии линкоров и управлению огнем. В результате такой доктрины сторонами конфликта строились суперлинкоры, подобные немецкому Bismark и японскому Yamato.

Однако еще со времен Первой Мировой войны на флотах прижилась идея использования морской авиации вместе с боевыми кораблями. Правда вначале это выразилось в идее использования одиночных гидросамолетов, которыми оснащались крупные боевые корабли для разведки и корректировки огня артиллерии, а также для поиска подводных лодок. Однако скоро стало ясно, что для самолетов корабли существующих классов, тяжелые крейсера и линкоры, не походят. Родилась идея разработки и постройки кораблей особого класса? специально предназначенных для использования со своих палуб боевой морской авиации, причем не только для разведки, но и для нанесения ударов по кораблям противника на большом удалении.
Вначале большинство авианосцев были кораблями, переоборудованными из судов и кораблей разных классов: грузовых судов, крейсеров, линейный крейсеров или линкоров. Вашингтонское морское соглашение оказало влияние на планы постройки авианосцев. США и Великобритания получили возможность строить боевые корабли водоизмещением более 135 тыс. т, что позволило приступить к постройке авианосцев класса Lexington.
С середины 20-х гг. некоторые страны стали строить авианосцы уже как специализированные корабли. Это позволило создать проекты кораблей, предназначенных именно для выполнения будущих боевых задач в качестве авианосных сил флота. Во время Второй Мировой войны именно эти корабли стали основой авианосных соединений в составе ВМС США, Британии и Японии.
Необходимость военного времени привела к появлению необычных авианесущих кораблей, таких, например, как переоборудованные грузовые суда, способные нести самолеты и поднимать их в воздух, но не способные их принимать. В японском флоте в связи с тяжелыми потерями авианосных соединений переоборудовались линейные крейсера, на корме вместо кормовых артиллерийских башен у них размещали полетную палубу.

Авианосцы Японии

Рис.1. Вид сверху и вид сбоку японских авианосцев Второй Мировой войны Akagi, Kaga, Soryu.

Япония осталась страной-инноватором в проектировании и постройке авианосцев в годы, предшествовавшие Второй Мировой войне, и к 1941 г. имела в строю 9 авианосцев. Их крупнейшими авианосцами были Akagi и Kaga, каждый из них был способен поднять в воздух до 90 самолетов.

Уязвимым местом японских кораблестроителей было отсутствие необходимых ресурсов для постройки большего числа кораблей данного класса. К 1 июля 1941 г. Япония построила только один специализированный, а не переоборудованный из кораблей и судов других классов авианосец Taiho.  Для понимания соотношения сил, отметим, что в том же году США ввели в строй 5 авианосцев  класса «Essex». Постройка авианосца Taiho заняла 32 месяца. США строили и вводили в строй авианосцы класса «Essex» за 20 месяцев. Японский ВМФ заказал постройку еще двух авианосцев класса «Taiho», но постройка обоих была отменена из-за нехватки ресурсов. В результате японскому ВМФ пришлось принимать ряд паллиативных мер для пополнения авианосных сил, переоборудуя суда и корабли под авианосцы. Что в значительной мере способствовало поражению японского ВМФ и поражению в войне.

Рис.2. Внешний вид японского авианосца. Авианосец Hiryu в бою за о. Мидуэй. 1,2 — самолеты японской палубной авиации; 1 — палубный истребитель A6M, 2 — торпедоносец 5BN корабельного базирования (с отличительными знаками командира авиагруппы на хвостовом вертикальном руле)
Рис.3. Авианосeц Zuikaku. 1 — 127 мм зенитное орудие типа 89; 2 — встроенная установка 25 мм зенитных автоматов типа 96 1 — кормовой самолетоподъемник (13 м х 12 м); 2 — указательный огонь (зеленый) оптической системы посадки; 3 — антенная мачта; 4 — средний самолетоподъемник (13 м х 12 м); 5 — директор типа 94; 6 — навигационный мостик; 7 — аэрофинишеры типа Курэ; 8 — островная надстройка; 9 — строенная установка 25 мм зенитных автоматов типа 96; 10 — аварийный барьер типа кусё тип 3; 11 — верхний ангар; 12 — носовой самолетоподъемник (13 м х 16 м); 13 — газоотбойник; 14 — спаренная установка 127 мм универсальных орудий типа 85; 15 — 110 см прожектор; 16 — 60 см сигнальный прожектор; 17 — директор типа 94; 18 — директор типа 95; 19 — строенная установка 25 мм зенитных автоматов типа 96; 20 — дымовые трубы; 21 — нижний ангар; 22 — установка орудий типа 89 с полностью закрытыми щитами; 23 — антенная мачта

Авианосцы США

Фактически война на Тихом океане велась и была выиграна на верфях настолько же, насколько и на арене боевых действий. В то время как на авианосцы довоенной постройки, такие как Yorktown  и Enterprise, требовались затраты построечного времени от 3 до 4-х лет от закладки киля до ввода в строй, построенные во время войны авианосцы класса «Essexes» обычно требовали от 16 до 20 месяцев построечного времени. В период с 1943 г. по 1950 г. было построено 24 авианосца, и авианосцы класса «Essex» до сих пор остаются самым массовым классом, когда-либо строившихся авианосцев. Последний авианосец этого класса был выведен из состава флота в 1991 г.
На авианосце Wasp (CV-7) средний элеватор был сдвинут к корме, что сделало более эффективной работу на полетной палубе и позволило обслуживать более крупную авиагруппу. На ранних проектах полетные палубы оснащались двумя катапультами. Защитное вооружение включало увеличенное количество зенитной артиллерии, и корабли несли дополнительное бронирование. Стандартное водоизмещение возросло от 19,8 тыс. т для авианосца Yorktown до 27,1 тыс. т для авианосцев класса «Essex».
Первыми тремя серийными авианосцами, заложенными до налета на Перл-Харбор, стали Essex, Lexington (CV-16),  и Bunker Hill (CV-17). Заказы на постройку еще 10 авианосцев были размещены до января 1942 г.
Авианосцы класса «Essex» оказались отличными боевыми кораблями, приспособленными для войны на Тихом океане. С водоизмещением на треть большим, чем у авианосца Yorktown, они обладали большой дальностью плавания и вмещали авиагруппу из сотни самолетов. Более совершенные радары с интегрированным центром управления боем и сбора информации облегчали задачи авиагруппы. Снабженные 4-х канальными высокочастотными радиоприемниками авианосцы постройки 1943–1944 гг. превосходили то, что ранее строилось в этом классе.
Рис.4. Кормовая часть авианосца Enterprise 1 — несколько установок 20 мм зенитных автоматов типа Эрликон; 2 — 127 мм универсальные орудия (4 по правому борту); 3 — кормовой самолетоподъемник; 4 — средний самолетоподъемник; 5 — краны для подъема лодок и самолетов; 6 — директор типа Mk 35; 7 — комнаты дежурных летчиков; 8 — сигнальный мостик; 9 — антена радара типа CXAM-1; 10 — островная надстройка; 11 — флагманский мостик; 12 — навигационный мостик; 13 — четыре счетверенные установки 28 мм зенитных автоматов; 14 — галерейная палуба; 15 — ангарная палуба; 16 — раздвижные противопожарные жалюзи; 17 — носовой самолетоподъемник; 18 — каюты офицеров; 19 — погреба боезапаса и склады; 20 — топливные цистерны; 21 — офицерский салон; 22 — кубрики экипажа; 23 — столовая команды; 24 — котельные отделения; 25 — дымоходы котельного отделения; 26 — машинное отделение; 27 — камбуз; 28 — два генераторных отделения; 29 — отделение испарителей; 30 — лазарет; 31 — кают-компания шлавных старшин
Рис.5. Носовая часть авианосца Enterprise ВМС США
1,2 — зенитная установка и самолет палубной авиации; 1 — счетверенная зенитная установка фирмы Бофорс калибром 40 мм, 2 — палубный пикирующий бомбардировщик Дуглас SBD-3 «Dauntless» эскадрильи VB-6

Современный авианосец

Опыт постройки и боевого использования авианосцев во Второй Мировой войне позволил разработать концепцию современного авианосца. Современный авианосец является сложнейшим техническим сооружением. Он оснащен самым современным оборудованием и действует в составе боевой авианосной группы — ордера кораблей обеспечивающих разведку и охрану авианосца от возможных угроз со стороны противника.
Рис.6. Конструкция современного авианосца, разработанная с учетом опыта Второй Мировой войны и использования авианосцев в локальных конфликтах. Источник Enhanced ship self defense — повышенные возможности самообороны; Evolved Sea Sparrow missile — установка модернизированных ракет класса корабль-воздух «Sea Sparrow»; Improved weapon and material handling — улучшенные возможности по обслуживанию боеприпасов и запчастей; Outboard weapons elevators — подъемники для вооружения вынесенные за пределы корпуса корабля; Heavy underway replenishment, Double height magazines and storerooms — погреба для боеприпасов и кладовые имеют в два раза большую высоту потолков, чем на обычных кораблях; Integrated island — интегрированные системы островной надстройки; Composite mast — мачта из композитных материалов; Smaller island re-positioned aft and outboard — островная надстройка меньшего размера сдвинута к корме и вынесена за борт; MFR/VSR radar — многофункциональный радар/радар объемного обзора; Joint precision approach and landing system — система точного захода на посадку и приземления; Advance arresting gear — усовершенствованные системы аэрофинишеров; Enhanced flight deck — модернизированная полетная палуба; Aircraft elevators (3) — три самолетоподъемника; 4 Electromagnetic aircraft launching systems (emals), advanced jet blast deflectors — электромагнитная катапульта, усовершенствованные газоотбойники; Hangar bays (2) — два ангара; New propulsion/electric plant — новая пропульсивная/электрическая установка; new propulsion plant — новая пропульсивная установка; All electric aux services — только электрические вспомогательные системы; Zonal electrical distribution system — независимые электрические распределительные системы; improved survivability — дополнительная защита; Underwater protection — защита подводной части корпуса
Рис.7. Состав боевой ударной группы современного авианосца. Источник
Carrier strike groups — авианосные ударные группы (АУГ). АУГ создаются и расформировываются по мере необходимости и авианосец является ядром АУГ. Кроме авианосца, обычная АУГ включает от пяти до семи кораблей, показанных на рисунке; The Tomahawk missiles on Ticonderoga-class cruisers provide long range strike capability — крейсер класса «Ticonderoga» с помощью ракет «Tomahawk» обеспечивает поражение надводных целей на больших дистанциях. Fвиакрыло атомного авианосца или авианосца с обычной силовой установкой атакует наземные, надводные и воздушные цели. Большинство находящихся в составе ВМФ США авианосцев принадлежит к классу «Nimitz»; A replenishment ship provides continuous resupply capability for ammunition, fuel and other supplies. Theater-based ships provide additional assistance by keeping the strike group resupplied — суда снабжения пополняют запасы боеприпасов, топлива и других необходимых военных материалов. Суда снабжения приписанные к конкретному региону также оказывают помощь в снабжении АУГ; Los Angeles- or Virginia-class submarines seek out and destroy hostile surface ships and submarines — ПЛ классов «Los Angeles» или «Virginia» ведут поиск и уничтожают вражеские корабли и ПЛ; Arleigh Burke- or Spruance-class destroyers are used predominately for anti air warfare — эсминцы классов «Arleigh Burke» и «Spruance» обеспечивают ПВО ордера; Olver Hazard Perry-class frigates are used for anti-submarine warfare — фрегаты класса «Olver Hazard Perry» решают задачи ПЛО

Таким образом, в разработке проектов современных авианосцев сыграл огромную роль опыт Второй Мировой войны, причем  как  позитивный, так  и негативный опыт. В результате появился совершенно новый класс атомных авианосцев.

Автор: Олег Губарев

Источник: http://sudostroenie.info

Поделиться