«Ты помнишь как все начиналось?»…. История флота.

Для кого-то этот год – год Желтой земляной собаки. Для кого-то — год выборов президента РФ… а мне на память приходят другие события, которые в силу возраста я не застал, или которые врезались в память и были «как вчера…».  Будучи человеком, очень тесно связанным с речным флотом, рекой и историей речного судоходства, мне бы хотелось напомнить некоторые знаменательные, юбилейные даты отечественного речного флота, о которых любители флота не забывают. Итак, начнем.

Небольшой пароход «Пироскаф», построенный во Франции в 1783 году можно считать первым пароходом, спущенным на воду, о котором широко известно в истории. Его паровая машина была настолько слабая, что даже при максимально развитой скорости он был способен лишь обогнать неторопливо идущего по берегу пешехода.

В 1813 г. Фултон получил привилегию от российского правительства на постройку изобретенного им парохода и использование его на реках Российской империи.

В 1858 году на Сормовском заводе для Астраханского порта построена первая землечерпательница мощностью 80 л.с., этим было положено начало строительству на Волге отечественного технического флота.

В 1888 году в Сормове сконструирована двухколенчатая паровая машина с тройным расширением пара.

120 лет назад для пароходного общества «Самолет» был построен пароход «Геннадий Ратьков-Рожнов». Эта “Иномарка” была построена на верфи “Коккериль” в 1898 году. Предназначался для работы на среднем и нижнем плёсе Волги. В советское время этот пароход переименовали в 1919г. Он стал носить название «Профессор И.И. Мечников». Входил во флотилию Канала им. Москвы и ходил по маршрутам Москва – Куйбышев и Москва (СРВ) – Горький – Москва (ЮРВ). (“Московская кругосветка”). После вывода из эксплуатации в 1960 году, он стоял под Саратовом и использовался как дом отдыха. В 1998 году сгорела надстройка. Получается, прожил он ровно век. К сожалению, фото в личном архиве нет, поэтому воспользуюсь фотографией с сайта http://www.oldriver.ru./

В этом же году братья Нобель приобрели чертежи дизеля мощностью 20 л.с., после некоторой доработки и технических изысканий инженерам фирмы удалось изготовить работопригодный судовой дизель. Как результат, в 1902 году на сормовском заводе были заказаны три однотипных судна «Вандал», «Сармат» и «Скиф». Это были танкеры и предназначались для перевозки нефти из Рыбинска в Санкт-Петербург через старую Мариинскую систему. Прочные корпуса этих судов позволяли им ходить по Ладожскому и Онежскому озерам. «Вандал» и «Сармат» вступили в эксплуатацию 115 лет назад в 1903 году. Они были прототипом одних из первых успешных судов типа «Данилиха». Головное судно этой серии, кстати, было построено 105 лет назад, в 1913 году.

В 1908 году были продолжалось строительство первых теплоходов, и на воду были спущены «Илья Муромец», «Лезгин», «Дело».

Историки отечественного речного флота установили, что в разгар навигации 1913 года по рекам и озерам страны плавало 4600 пароходов и теплоходов разных классов и около 24 тыс. судов баржевого типа, на долю которых приходилось около 30% грузоперевозок России. Приблизительно таким же был состав судоходных компаний и отдельных владельцев 26 января (8 февраля) 1918 года, когда Совнарком принял подписанный В. И. Лениным Декрет о национализации водного транспорта.

Год 1933. Завод «Красное Сормово» одним из первых начал выпускать цельносварные корпуса. В этом же году был построен один из самых удачных буксиров того времени «Сварщик» мощностью 150 л.с.

Год 1943. Закончилась Сталинградская битва. И список погибших судов завершился. Более 335 тральщиков, буксиров, барж и пассажирских судов погибло во время боёв за Сталинград.

Но, началось мирное время. Страна поднималась из руин. С 1948 года началось строительство серии буксиров типа «Красное Сормово» и сухогрузных теплоходов типа «Большая Волга».

Как один из первых признаков развития государства после войны стала постройка судов предназначенных для отдыха и путешествий. Именно с этого момента, 1953 года, мне и хотелось бы начать с отдельной строки. Потому как рассказ продолжиться о близких и знакомых темах для любителей речного флота.

Побродив по просторам интернета я, к своему удивлению, не нашел заголовков, статей или прочей информации о том, что в этом году исполняется 64 года головному судну проекта 588. По словам бывалых речников, эти суда и посей день остаются самой удачной пропорцией цена-качество-простота эксплуатации-экономичность-эффективность. Более емкой характеристики, мало для каких судов можно найти в условиях наших ВВП. Проект был утвержден 30.01.1952 года. Головное судно должно было называться «Родина», но по неизвестным причинам, которые на данный момент установить доподлинно не совсем просто, получилось так, что в марте 1954 года первым был сдан в эксплуатацию «Александр Матросов», а «Родина» лишь в 1955 году. Тем не менее, создание этих судов можно причислить к юбилейным датам. Всё впервой. Носовое подруливающее устройство, трёхярусная надстройка, металлический корпус и многие другие усовершенствования, которых не было на судах довоенной, а тем более дореволюционной постройки. Кроме того, на теплоходе «Михаил Кутузов» было установлено, опробовано и введено в эксплуатацию первое, экспериментальное, дистанционное управление главными двигателями. Позднее все суда стали оснащаться ДАУ и подруливающими устройствами.

 

 

Закладка одного из теплоходов проекта 588. Эта фотография и последующие из моего личного архива и архива Морозова Владимира Станиславовича (механик т/х «Русь» ООО «ВодоходЪ»).
У достроечной стенки.

60 лет исполняется или исполнилось бы таким теплоходам как «Илья Муромец», «Багратион», «Космонавт Гагарин», «Валентина Терешкова», «Алтай», «Михаил Лермонтов».

Спуск «Ильи Муромца».
т/х «Алёша Попович» (1957 года постройки) готовится к перегону в СССР 1958г.

Эти суда строились по несколько единиц в год. Если в 1954 году было сдано 3 теплохода, то в 1957г., 1960г.и 1961г. по 8 единиц каждый год. Из ГДР суда перегонялись в г. Ленинград обычно по несколько штук. И путь был не быстрый. Мой дед, Демидов Александр Вениаминович, в сентябре 1959 года был назначен капитаном на т/х «Тимирязев». Судно перегнали в Ленинград осенью, где оно и осталось на зимовку. В Архангельск пройти сразу не успевали, поэтому почти всю навигацию 1960г. они отработали на линиях Ленинград – Валаам – Ленинград и Ленинград – Петрозаводск-Ленинград.  В 1960г. пришли еще суда проекта 588 и осенью караваном они дошли по Неве и Свири, через Ладожское и Онежское озера, ББК и Белое море по Северной Двине до г. Котлас, где очередной раз караван судов зазимовал. Зимой переиграли порт приписки «Тимирязева» и «Козьмы Минина». Так мой дед стал капитаном на «Минине», а капитан с «Минина» оказался на «Тимирязеве». Весной 1961г. караван по большой воде пошел на Волгу.

Караван прошел по Северной Двине, Сухоне, Северо-Двинскому каналу, Шексне и Рыбинскому водохранилищу. Причем, на заключительном отрезке пути каждый теплоход тащил за собой баржи с демонтированными элементами корпуса и надстройки. Это было сделано, что бы суда прошли в старые шлюза, и низкие мосты.

Затем суда опять собирали, и те приобретали уже знакомый вид.

И уже в таком обличии приходили на Волгу и расходились по домам в Астрахань, Москву, Горький и Пермь.

Нельзя не упомянуть и о других судах. В декабре 1953 года на воду был спущен головной теплоход проекта 646 «Байкал» (позднее переименованный в «Академик Киренский»). Он вошел в состав Енисейского пароходства. Продолжалось строительство дизель-электроходов 785 проекта.

Фото с сайта http://www.cruiseinform.ru/

В 1953 году построены «Азербайджан», «Армения», «Белоруссия», «Грузия», «Молдавия», «Узбекистан». А в 1958 году – «Карл Маркс», «М.Ю. Лермонтов», «Радянський союз», «В.I. Ленiн».

Самый знаменитый пассажирский речной дизель-электроход был построен на стапелях Сормовского завода в 1958 г.

Это был новый тип судна, отличающийся от всех ранее построенных речных пассажирских судов размерами, мощностью и комфортабельностью (главный конструктор А.Н. Каманин, главный строитель Н.К. Петухов).

В 1963 году построены «Георгий Седов» и «Сибирь» 860 проекта. В этом же году пришла серия судов 305 проекта «Салават Юллаев» («Ветлуга»), «Борис Чирков» («Истра»), Александр Свирский» («Профессор Звонков», «Сура»), «Эрмитаж» («Степан Здоровцев», «Сухона»), «Юрий Завадский» («Сыр-Дарья»), «Рихард Зорге» («Сунгари»), «Комдив Гай» («Терек»), «Фёдор Ушаков» («Александр Пирогов», «Кубань»), «Павел Юдин» («Днестр»).

Автор: Максим Демидов

Поделиться