Ставка на опыт и новый флот

Современные теплоходы Северо-Западного пароходства, в том числе «Русичи» и «Нева-Лидеры», работают на доставке самых доходных грузов — зерна и оборудования. На их долю приходится более тридцати процентов от общего объема перевозок компании. Не случайно в транспортной группе UCL Holding (в ее состав входит ПАО «СЗП»)  делают ставку на новый флот.

Фото: http://fleetphoto.ru

Высокую оценку характеристикам таких судов дают и опытные капитаны, длительное время проработавшие в отрасли и сегодня управляющие ими на самых разных водных маршрутах. Например, Александр Николаевич Никольский, который почти двадцать лет трудится в Северо-Западном пароходстве, а до этого, как оказывается, пятнадцать лет… служил на Военно-морском флоте. С приходом в СЗП началась его вторая  флотская жизнь.
Об этом мы узнали во время встречи с ним в отделе безопасности судовождения пароходства, куда капитан Никольский зашел после сдачи очередных экзаменов на подтверждение речного диплома в ФБУ «Администрация «Волго-Балт».
Его детство прошло на Украине, в Полтаве. И хотя он вырос не в морском городе, стать моряком мечтал с юных лет. Поэтому в 1974 году после окончания школы поехал поступать в Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. И его мечта сбылась. Через пять лет, окончив с отличием штурманский факультет, Александр был направлен служить на атомные подлодки на Камчатку. После перехода на подводном атомоходе в 1982 году с Тихоокеанского на Северный флот он остался служить в Западной Лице Мурманской области.
А потом в стране началась перестройка, негативно отразившаяся на российском ВМФ, и в 1992 году в ранге старпома Никольский решил завершить военную службу по выслуге лет. Молодому 36-летнему «пенсионеру» пришлось привыкать к жизни на «гражданке» и даже пару лет поработать в небольших коммерческих фирмах, не имеющих отношения к флоту.
Но море не отпускало, поэтому в 1994 году Александр решил снова применить свои профессиональные навыки на флоте — теперь уже торговом, и пришел в отдел кадров Северо-Западного пароходства. Для работы на судах компании ему пришлось  пройти дополнительное обучение. Речной диплом он получил после окончания трехмесячных ускоренных курсов судовождения на внутренних водных путях, а диплом штурмана дальнего плавания ему выдали после собеседования в морском порту, учитывая годы службы и наработанный ценз на ВМФ.
Сначала новую для военного моряка науку судовождения Александр Николаевич осваивал в качестве третьего штурмана на теплоходе проекта «СТК» «Бирючки» грузоподъемностью 1200 тонн. Затем четыре года работал на теплоходах «СТК-1003», «Сормовский-12», «Омский-137». На «Омском-133» дослужился до старпома.
Потом его «переманили» более высокими заработками в одну небольшую судоходную компанию в Астрахани, и он, поддавшись искушению, ушел из СЗП, о чем вскоре пожалел. Но не бывает худа без добра. Работая в этой компании  на небольших судах класса «река-море» — «СТ-1311» и 1317, Никольский стал капитаном. И уже в 2002 году вернулся в СЗП, где год с небольшим нес вахту старпома на «Омском-132» и «Омском-133».
Следующие десять лет Александр Николаевич в должности капитана управлял теплоходами «Сормовский-41» и «Сормовский-3060» Западного пароходства, и еще один год работал на этих теплоходах после объединения двух пароходств, когда суда вместе с экипажами перешли в СЗП.
А в 2014 году капитану Никольскому были доверены подменные экипажи новейших судов Северо-Западного пароходства — «Нева-Лидер-2» и «Нева-Лидер-6». На них он работал менее двух лет, но успел оценить их исключительные навигационные качества. И своим нынешним сухогрузам типа «Русич» (с порядковыми номерами 4 и 7) он дает самую высокую оценку.
Так, в феврале этого  года экипаж капитана Никольского, приняв в Новороссийске «Русич-7», груженный зерном, отправился в Италию. Затем судно проследовало сначала в Хорватию на погрузку первой партии электротехнического оборудования, а затем в итальянский порт Монфальконе за второй партией. Рейс c дорогостоящим грузом был очень ответственным. К тому же погодные условия выдались не  самыми благоприятными. Моряки стали свидетелями настоящего буйства природной стихии.
Когда теплоход заходил в порт Монфальконе, разыгрался ураган «Бора», нередкий для  этого региона в зимнее время. Массы воздуха накапливаются в горах, а затем с дикой скоростью — от 25 до 55 метров в секунду — несутся вниз, к морю.
«Русич-7» с оборудованием в трюме благодаря грамотным действиям экипажа был поставлен на якорь, а  когда через четверо суток ураган стих, проследовал к причалу и загрузил в трюмы вторую партию оборудования. В порт назначения — Новороссийск — груз был доставлен в соответствии с рейсовым заданием.
Кстати, не всем судам повезло в момент разгула стихии в Монфальконе. Российские моряки наблюдали, как ветром оторвало от причала иностранное судно водоизмещением 70 тысяч тонн и длиной 183 метра. Очевидно, матросы–филиппинцы плохо завели швартовые. Это, как считает Александр Николаевич, наглядный пример того, когда плохая подготовка и безответственность экипажа могут стать причиной инцидента с судном.
В команде капитана Никольского работают высококвалифицированные специалисты, которые  умеют предвидеть самые сложные ситуации и справляются с различными задачами. При этом не лишней бывает осторожность. В частности, по возможности не стоит выходить в море при непонятном прогнозе погоды, чтобы не подвергать риску судно и его экипаж.
Ранее, когда А. Н. Никольский работал на судах класса «река-море» предыдущих серий, возникали трудности при прохождении каналов. Например, на Кильском канале экипажу теплохода «Сормовский-41», не оснащенного подруливающим устройством, нужно было швартоваться за долфины (сваи у береговой черты). Лагом без подруливающего устройства «Сормовские» старых проектов ходить не могли. Иногда на расстоянии 40—50 метров на середине судового хода, где шел по каналу караван, создавалась пред-аварийная ситуация, нередко по вине лоцмана, который не всегда прислушивался к мнению капитана.
С «Русичами» и «Нева-Лидерами», оснащенными самыми новейшими навигационными приборами, такие ситуации, по мнению капитана Никольского, не должны случаться в принципе. Управлять новыми современными судами намного комфортнее и безопаснее. А свою работу Александр Николаевич выполняет со знанием дела и с душой. Он нисколько не жалеет о том, что двадцать пять лет назад сделал выбор в пользу торгового флота и надеется еще немало лет работать в Северо-Западном пароходстве.

Наша справка
Северо-Западное пароходство входит в VBTH — судоходный дивизион международной транспортной группы UCL Holding, консолидирующей железнодорожные, стивидорные, судоходные и логистические компании. ПАО «СЗП» — крупнейший перевозчик в системе водного транспорта России, специализирующийся на экспортно-импортных доставках генеральных, массовых, насыпных и навалочных грузов, буксировках негабаритных грузов и плавсредств. Около 60 процентов флота пароходства составляют новые суда, построенные с 2002 по 2013 год. Средний возраст флота — 17 с половиной лет. Ежегодно компания перевозит более 5 миллионов тонн грузов.

Галина ОВЕЧКИНА. 

http://vnpinfo.ru

Поделиться