Все ближе старт

Будущий Нижегородский низконапорный гидроузел

Строительство Багаевского низконапорного гидроузла уже началось. На очереди — Нижегородский гидроузел, проектирование которого завершается. О ходе работ по строительству Нижегородского низконапорного гидроузла рассказал заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Константин Николаевич БОБРОВ:

— Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла обеспечит создание в его верхнем бьефе зоны искусственного подпора, гарантирующего сквозное крупнотоннажное судоходство на участке Волги от Городца до Нижнего Новгорода без повышения отметки Чебоксарского водохранилища до 68 метров. В межень подъем уровня воды будет обеспечиваться за счет подпора перекрываемого русла реки. В остальное время Волга находится в естественном состоянии. В результате на этом проблемном участке водных путей гарантируется глубина 4 метра. Это позволит сохранить транзитное судоходство и обеспечить рост грузовых и пассажирских перевозок в Волжском бассейне. В целом строительство ГТС поможет решить несколько задач: повысить конкурентоспособность грузовых перевозок водным транспортом, более эффективно использовать водные ресурсы и другие.
В мае 2017 года заключен государственный контракт с ООО «Техтрансстрой» на выполнение проектно-изыскательских работ. По условиям технического задания строительство планируется осуществить в два этапа.
В рамках 1-го этапа проведены кадастровые и землеустроительные работы, запроектированы правобережная безнапорная дамба, временная подъездная дорога и временный причал. От МРСК, АО «Нижегородский водоканал» и АО «Ростелеком-НН» получены технические требования на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям общего пользования — электроснабжению, питьевому водоснабжению, оптоволоконной связи.

В рамках 2-го этапа выполняются дополнительные инженерно-гидрометеорологические изыскания, осуществляются режимные наблюдения за уровнем грунтовых вод на участке строительства гидроузла и в зоне создаваемого водохранилища, уточняются гидрологические расчеты при проектировании основных сооружений, прорабатываются объемно-планировочные и конструктивные решения для водонапорных сооружений, разрабатывается проектно-конструкторская документация на механическое и гидромеханическое оборудование судоходного шлюза, ведутся работы по сбору дополнительных исходных данных для уточнения карт прогнозируемого подтопления территорий.
Нижегородский низконапорный гидроузел проектируется по классической схеме: однокамерный двухниточный шлюз размером 300 на 30 метров с раздвижными двустворчатыми верхними и нижними воротами. В состав основных сооружений гидроузла входят также левобережная земляная плотина (870 метров), водосливная плотина с водосбросом-регулятором (406 метров), каналы верхнего и нижнего бьефов (1400 и 2100 метров соответственно), верхний и нижний подходные каналы (995 и 1885 метров), дамбы подходных каналов, автоматический водосброс на рукаве Никольский, правобережная безнапорная дамба с подъездной автодорогой и коммуникационными каналами, ЛЭП, водопровод, линия связи.
Уточнены границы вновь создаваемого водохранилища руслового типа: его площадь (52,6 квадратного километра) окажется в 40 раз меньше, чем при варианте с повышением уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки. Протяженность нового водохранилища по основному руслу — 41 километр, по оси судового хода от Городецких шлюзов № 15—16 до створа проектируемого гидроузла — около 38 километров, ширина — не более 1,5 километра, максимальная глубина — до 11 метров. Предусмотрено сезонное поддержание искусственного подпора в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС с последующим переводом реки в безподпорное состояние, то есть ежегодное наполнение водохранилища предполагается осуществлять на спаде весеннего половодья, сработку — после закрытия навигации.
На данный момент получено положительное заключение по проектной документации и инженерным изысканиям в отношении объектов 1-го этапа строительства от ФАУ «Главгосэкспертиза России». А также идет проверка достоверности определения сметной стоимости в отношении объектов 1-го этапа строительства. Затем будет объявлен конкурс на выполнение строительных работ по 1-му этапу (подготовка территории, правобережная безнапорная дамба с коммуникациями внешнего электроснабжения, водоснабжения, наружных сетей связи, служебной автодорогой, временный причал).
Проектные работы планируется завершить в декабре 2018 года, в 2019-м должно начаться строительство ГТС, а к навигации 2021 года Нижегородский низконапорный гидроузел должен быть сдан в эксплуатацию. Предельная стоимость строительства, включая обустройство водохранилища, нижнего бьефа и работы по проектированию, определена в 43 миллиарда 461,8 миллиона рублей.

Из истории
С вводом в эксплуатацию Горьковского гидроузла в 1955 году и Чебоксарского в 1981-м гидрологический режим Волги у Нижнего Новгорода изменился. Подпор Чебоксарского водохранилища на отметке НПУ в 63 метра вместо проектной 68-й не достиг Нижегородской ГЭС. В нижнем бьефе ГЭС произошла глубинная эрозия русла Волги, что привело к падению судоходных глубин на перекатах участка от Городца до Нижнего Новгорода протяженностью 53,5 километра. В итоге рассмотрения различных вариантов решения проблемы пришли к одному — создание в межень подпора уровня воды в 4 метра путем строительства низконапорного гидроузла выше Нижнего Новгорода.

Ирина КУКАНОВА. Графика предоставлена администрацией Волжского бассейна

http://vnpinfo.ru

Поделиться